Статья в сборнике к III Всероссийской научно – практической конференции
« Назад 29.11.2014 03:02 Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО Авторы статьи: заведующий МАДОУ №11 «Колокольчик» Коваленко Светлана Михайловна, старший воспитатель МАДОУ №11 «Колокольчик» Коротунова Марина Андреевна Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС НОО) начального общего образования – важный этап преемственности детского сада и школы.Целевые ориентиры ООП выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества. Для осуществления преемственных связей необходимо: 1.Укрепление здоровья детей;- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;-организация двигательной активности детей. 2. Формирование положительной мотивации:- проведение занятий в форме - игры. 3. Формирование предпосылок учебной деятельности;- восприятие инструкций;- планирование деятельности;- умение выполнять задание до конца;- способность выполнять задание в течение определённого времени. 4. Развитие познавательных функций:-речь;- внимание;- память;- восприятие;- воображение;- мышление. 5. Организация разнообразных форм занятий:- наблюдение;- работа парами;- работа по подгруппам; 6. Активизация любознательности и инициативности детей:- умение задавать вопросы;- высказывание собственных суждений;- умение делать простые практические выводы. 7. Организация сотрудничества детей и педагогов. 8. Создание предметно - развивающей среды. Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы наI ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно - воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс. Преемственность между всеми звеньями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно - воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед. В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так:
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: - всестороннее воспитание и развитие; - формирование психологической готовности к обучению в 1 классе; - формирование учебной мотивации. Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов: 1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; 2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; 3. Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; 4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); 5.Проведение ТПМПК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора); 6.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; 7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Литература 1. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008. 2. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956. 3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4. 4. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г. 5. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|