Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта
Главная \ Наши специалисты \ Учитель-логопед \ Основные этапы нормального речевого развития ребёнка

Основные этапы нормального речевого развития ребёнка

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни.

Овладение ребёнком речью в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже.

У каждого возраста есть своя «норма».

Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития

                                Самым первым проявлением речи ребёнка является крик. Крик – первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
 2 -3 мес.На смену крику приходит «гуление».  Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
При нормальном развитии ребёнка «гуление» постепенно переходит в лепет.
 7 – 9 мес. Дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя и т.д. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определёнными лицами, предметами, действиями.
9 -11 мес. Дети подражают звукам речи взрослых.
11 -13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. 
 
  После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: - Папа, ди (папа, иди). Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребёнок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай кука» (Мама, дай куклу). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребёнок употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
В 1 – 3 года дети многие звуки родного языка переставляют, опускают, заменяют более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков). Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт).
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (О, У И, А, Э, Ы, дифференциация согласных по твердости, мягкости. [б], [б'], [д], [д'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к`], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф'], [х], [х'], [й]) строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребёнка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удаётся в полном объёме сформировать полноценную речь.
3 -4 года. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Дети начинают активно пользоваться всеми частями речи,
постепенно формируются навыки словообразования.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения
(«Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят
к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] и свистящие [ц], сонорные [л], и [л'], [р] и [р']); почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
7 лет. Высказывания детей достаточно пространные, улавливается определённая логика изложения. Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребёнка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введёт это новое слово в самостоятельную речь. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.
К 7 годам ребёнок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребёнок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.
Если же «лепет» у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.